заказать обратный звонок
Пн - Пт 9:00 - 20:00, Сб 9:00 - 18:00

Нейроциркуляторная дистония (НЦД) лечение и диагностика

Нейроциркуляторная дистония (кардионевроз, возбудимое сердце) – комплекс функциональных расстройств со стороны сердечно-сосудистой системы, преимущественно у молодых людей. Заболевание имеет благоприятный прогноз, однако приводит к астении и снижению работоспособности, неврозам и психосоматическим нарушениям, и лечится в основном не препаратами, а альтернативными методами – гомеопатией, психотерапией, иглорефлексотерапией.

Общие сведения

Нейроциркуляторная дистония (НЦД) или нейроциркуляторная астения чаще всего встречается у женщин с легковозбудимым типом нервной системы, в возрасте от 20 до 40 лет (крайне редко до 15 и после 45). Каждый третий пациент кардиологического или терапевтического отделения страдает данным расстройством.

Нейроциркуляторная дистония (НЦД) лечение и диагностика

Особенности НЦД:

• проявляется преимущественно расстройствами со стороны сердца и сосудов
  • причина – первичное нарушение иннервации
  • развивается в отсутствии органической патологии, неврозов

По степени тяжести выделяют легкую, средней степени и тяжелую нейроциркуляторную дистонию, течет заболевание по синусоиде, с ремиссиями и обострениями.

Формы нейроциркуляторной дистонии

• кардиальный
  • Данная форма включает неспецифические боли в сердце, перебои в работе, сердцебиения, одышку при нагрузке, в ходе исследований – нарушения ритма (тахикардия, единичные желудочковые экстрасистолы), изменения зубца Т, отражающие метаболические изменения в миокарде, нарушения сердечного выброса на ЭхоКГ. Изменений давления нет!

• гипотензивный
  • Это тип НЦД с выраженной сосудистой недостаточностью, сниженным артериальным давлением (систолическое ниже 100 мм. рт. ст.), нарушением периферического кровообращения (зябкость стоп и ладоней, бледные холодные кожные покровы). Пациенты жалуются на слабость, головные и мышечные боли, сильную утомляемость, у них наблюдается склонность к обморокам и ортостатическому коллапсу (резкое падение давления после перемены положения тела – из лежачего или сидячего в положение стоя).

• гипертензивный
  • По классификации данная форма нейроциркуляторной дистонии относится к пограничному типу артериальной гипертензии, при этом цифры Ад лежат в пределах 130-140/85-90 мм. рт. ст. Как правило, повышения давления не сопровождаются никакими субъективными ощущениями, иногда могут быть сердцебиения, головная боль и утомляемость.

• смешанный

Что происходит в организме при НЦД?

При воздействии неблагоприятных внешних факторов (инсоляции, температуры, вибрации, интоксикаций, инфекций, неправильного питания) и внутренних особенностей (гормональные нарушения, психотравмы) в гипоталамо-гипофизарной системе происходит сбой. Нарушается взаимодействие медиаторных систем, все виды обмена, кислотно-щелочное равновесие. Эти механизмы со временем закрепляются, становятся автономными, а любой внешний фактор – метеорологическая обстановка, стресс – вызывает обострение.

Гипоталамус и гипофиз контролируют практически все процессы в организме, обеспечивают слаженную работу органов и систем, притом гипоталамус отвечает за контроль над нервной, а гипофиз – над гормональной регуляцией. Со стороны сердца наблюдаются дистрофия и метаболические изменения, со стороны сосудов – изменение тонуса, спазм, недостаточность периферического кровообращения.

Причины

К нейроциркуляторной дистонии приводят многочисленные причины, кроме органических поражений нервной системы, сердца и сосудов, желез внутренней секреции.

• эссенциальная (конституционально-наследственная), с генетической предрасположенностью
  • психогенная (невротическая), на фоне психотравм, стресса, недосыпания, переутомления
  • инфекционно-токсическая, после перенесенных острых или хронических инфекций
  • дисгормональная, в пубертатный период, в климаксе, при беременности, дисфункции яичников, после абортов
  • смешанная
  • физического напряжения

Симптомы

Для всех форм нейроциркуляторной дистонии характерно астеническое или неврозоподобное состояние: утомляемость, слабость, нарушения сна, раздражительность, когнитивные нарушения (внимания, памяти), снижение работоспособности и настроения. К нему присоединяется ведущее циркуляторное расстройство (со стороны сердца или сосудов).

• При легкой степени НЦД симптомы проявляются лишь при психоэмоциональных и интенсивных физических нагрузках, работоспособность снижена незначительно, в препаратах нет необходимости
  • При средней степени симптомы множественные, работоспособность снижена вполовину, необходим подбор медикаментозных средств
  • При тяжелой НЦД требуется стационарное лечение, так как пациенты не могут работать и чувствуют себя неудовлетворительно

Осложнения

Нейроциркуляторная дистония – заболевание с благоприятным прогнозом, не имеющее под собой органической основы. Но в отсутствие лечения у пациента закрепляется патологический тип реагирования сердца и сосудов на внешние факторы, что приводит к психоэмоциональной лабильности, снижению работоспособности и общего жизненного тонуса, неврозам и депрессиям.

Лечение

Когда у пациента диагностируется нейроциркуляторная дистония лечение зависит от клинической формы и тяжести течения. Из препаратов назначаются седативные и фитопрепараты, адаптогены, сердечные средства.

Большое место в лечении нейроциркуляторной дистонии отводится немедикаментозным средствам: режиму труда и отдыха, полноценному сну и рациональной физической нагрузке, физиотерапии, грязе- и водолечению, санаторно-курортному лечению, закаливанию.

• резонансная гомеопатия, нормализующая сосудистый тонус, метаболизм сердечной мышцы и психоэмоциональный статус без применения лекарственных препаратов. За 4-10 посещений врача-гомеопата в год состояние пациента полностью нормализуется, купируются обострения;
  • классическая гомеопатия, восстанавливающая баланс в организме и нарушенные процессы нервно-гуморальной регуляции. Препараты подбираются с учетом личных особенностей пациента, его биоритмов и пищевых привычек, принимаются по строгой схеме в течение полугода для стойкого эффекта;
  • иглорефлексотерапия (ИРТ) весьма эффективна при нейроциркуляторной дистонии, так как решает проблему нарушенной нервной регуляции и сосудистого тонуса. Сроки лечения индивидуальны, но уже после первого сеанса снижается частота обострений и метеочувствительность.

Вопросы доктору:

Симптомы нейроциркуляторнй дистонии

Здравствуйте.Меня беспокоит такая проблема,часто бывает чувство нехватки воздуха,хотя проверяла и лёгкие,и щитовидку,сказали что всё нормально и всё в пределах нормы.Часто бывает во время приёма пищи и при физической нагрузке.При этом начинается паника что задыхаюсь,нервничаю,от этого ещё больше задыхаться начинаю,начинается тахикардия.У меня нейроциркуляторная дистония ,давление 90 на 60.На сердце особо не жалуюсь,были подозрения на миокардит,но ничего не обнаружили.Не знаю куда обращаться,может это что-то с пищеварительной системой.Подскажите пожалуйста !Спасибо,с уважением,Анна 20 лет.

Ответ:

Данная симптоматика характерна для нейроциркуляторнй дистонии. В нашей клинике данная патология эффективно лечится иглоукалыванием и гомеопатией.В традиционной медицине Вам необходимо обратиться к врачу-неврологу.

Некоторые проявления вегетативных нарушений

Добый день!У меня следующий вопрос:в принципе затрудняюсь конкретно к какому врачу обратиться, вообще меня уже более года беспокоит периодическое повышенное слюноотделение, возможно ли это из-за наличия постоянного хронического насморка или есть какие либо другие причины. насморк лечил различными способами, но никакого
стойкого эффекта не наблюдается.

Ответ:

Скорее всего хронический ринит и повышенное слюноотделение имеют одну общую причину - сбой в работе вегетативной нервной системе (вегето-сосудистая дистония). Возможно Вам необходимо проконсультироваться  с врачем невропатологом.

Ваше имя (не обязательно):

Ваш e-mail:

Тема вопроса:

Вопрос:

Введите текст на картинке:

Наши
телефоны